Пылев Алексей Игоревич

062Должность:

доцент

Образование:

высшее, востоковед-филолог, окончил с отличием кафедру тюркской филологии Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета в 1992 г.

Контакты:

[email protected]

.

 .
Научные интересы:

тюркская мусульманская мистическая (суфийская) поэзия Центральной Азии и Анатолии, история турецкой и среднеазиатских тюркских литератур, ближневосточные мотивы и сюжеты в русской литературе, история отечественной тюркологии; современный турецкий язык, османский язык, чагатайский (староузбекский) язык, современные тюркские языки Центральной Азии и Кавказа.

Тема научной работы в настоящее время: «Суфийские элементы и мотивы в тюркской литературе средневековья и нового времени».

Ученая степень:

кандидат филологических наук [07.06.2001]; специальность: 10.01.03 – Литература народов стран зарубежья (литературы стран Азии и Африки); тема диссертации: «Ходжа Ахмад Йасави – первый тюркский суфийский поэт Средней Азии (жизнь и творчество)» СПбГУ, 2001, 9,4 п.л. (180 стр.).

Список публикаций:
  • Turk mutasavvıf şairi Hoca Ahmed Yesevi’nin hayatı ve eserleri hakkında mülahazalar / Заметки о жизни и творчестве тюркского суфийского поэта Ходжи Ахмада Йасави (на турецком языке) // Yesevi.1994: Sayı 12. S.35 (Йесеви. 1994, № 12. С.35).
  • О жизни и творчестве Ходжи Ахмада Ясави // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2, 1996, вып. 2 (№ 9). С.112-116.
  • Достоинства странничества // Тюркский мир. 1998, № 2. С.68-72 (в соавторстве с Л.В. Бахревским).
  • Ходжа Ахмад Йасави и его место в тюркской литературе Средней Азии эпохи Караханидов  // Материалы научной конференции Восточного факультета, посвященной 275-летию Санкт-Петербургского университета. 8-9 апреля 1999 года. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. С.99-101.
  • Наставники и духовные предшественники Ходжи Ахмада Йасави // Вопросы    востоковедения: Кононовские чтения XII: Сборник статей. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.  С. 43-48.
  • Hoca Ahmed Yesevi’nin Dünya Görüşü Kaynakları Üzerine  / Об истоках мировоззрения Ходжи Ахмада Йасави (на турецком языке) // Uluslararası Dördüncü Türk Kültürü Kongresi Bildirileri. 4-7 Kasım 1997, Ankara. III. Cilt . Atatürk Kültür Merkezi Başkanlığı. Ankara, 2000. S. 333-337. (Сообщения Четвертого международного конгресса  по тюркской культуре. 4-7 ноября 1997.  Том  III. С. 333-337).
  • Ходжа Ахмад Йасави –первый тюркский суфийский поэт Средней Азии (жизнь и творчество). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. СПб., 2001. 1,4 п/л.
  • Сын Востока и России: Послесловие к 200-летнему юбилею ученого с мировым именем Мирзы Мухаммеда Али (Александра Касимовича) Казем-Бека // Азери. 2002,  №10.  С. 3, 12; № 11. С. 16.
  • Из неопубликованного наследия Сергея Николаевича Иванова (поэтические переводы газелей ‘Алишира Нава’и) // Вестник Восточного института. № 1(15), т.8, 2002. СПб., 2003. С. 108-111.
  • Вклад Мирзы Александра Казем-Бека в исследование и преподавание тюркских языков в России // Материалы Международной научной конференции «Мирза Казем-Бек – 200» 11-12 июня 2003 г., Баку, Азербайджан. Баку: NURLAN, 2003. С. 74-83.
  • О «странствующих двустишиях» в тюркской суфийской поэзии (Ходжа Ахмад Йасави и Йунус Эмре) // Казахстан: История. Культура. Язык. Материалы международной научно-практической конференции, 30 сент. 2003 г. СПб.: Береста, 2003. С. 74-76.
  • Восточнокараханидская литературная традиция и древнейшие образцы тюркской суфийской поэзии (Тезисы) // Тезисы докладов Международной научной конференции студентов и молодых ученых «Тюрко-согдийский синтез и развитие проблемы культурного наследия». Т. 1. Ош: КУУ, 2004.  С. 122-123.
  • Восточнокараханидская литературная традиция и древнейшие образцы тюркской суфийской поэзии (статья) // Наука. Образование. Техника. Международный научный журнал. № 1 (11), 2004. Ош: Кыргызско-Узбекский университет, 2004. С. 48-49.
  • Редкий суфийский образ в поэме «Кутадгу билиг» Йусуфа Баласагуни и «Диван-и хикмат» Ходжи Ахмада Йасави // Востоковедение: Филологические исследования. Вып. 25. Межвузовский сборник. СПб., Изд-во СПбГУ, 2005. C. 70-73.
  • Мирза Александр Казем-Бек: Ученый и организатор востоковедения в России // Санкт-Петербургские ведомости. № 236 (3537). 16 декабря 2005 года. С. 4.
  • О жанровых особенностях произведения «Мадонна в меховом манто» турецкого прозаика ХХ века Сабахаттина Али // Востоковедение и африканистика в университетах Санкт-Петербурга, России, Европы. Актуальные проблемы и перспективы. Международная научная конференция. 4-6 апреля 2006: Тезисы докладов. СПб., 2006. С. 155-156.
  • Жанр произведения турецкого писателя-прозаика Сабахаттина Али «Мадонна в меховом манто» и традиции русского литературоведения // Россия и тюркский мир. Востоковедение и африканистика в университетах Санкт-Петербурга, России и Европы. II международная научная конференция. 5-7 апреля 2006 г.: Доклады и материалы. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. С. 211-216.
  • Первый азербайджанский ученый в русском востоковедении // Консул. 2008, № 2 (13). С. 32-35.
  • Сочинение Мехмеда Фуада Кёпрюлю «Первые мусульманские мистики в тюркской литературе» и его значение для изучения истории и литературы суфизма у тюркских народов (к 90-летию первой публикации) // Востоковедение и африканистика в диалоге цивилизаций: XXV международная конференция по источниковедению и историографии стран Азии и Африки, 22-24 апреля 2009 г.: Тезисы докладов. СПб.: Изд-во «Академия исследования культуры» (ООО «АИК»), 2009. С. 244-245.
  • Узбекский и чагатайский языки в Санкт-Петербургском университете: прошлое и настоящее // Тюркологический сборник 2007-2008: История и культура тюркских народов России и сопредельных стран. М.: «Наука», 2009. С. 327-337.
  • Османский язык в Санкт-Петербургском университете: прошлое и настоящее // Отечественная османистика и туркология: итоги и перспективы. Доклады и сообщения международного научно-практического семинара. 2 июля 2009 г. Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. С. 188-195.
  • Об источниках поэтического наследия («хикматов») Ходжа Ахмета Ясави // Ходжа Ахмет Ясави и суфийская литература Востока. Материалы Международной научной конференции (22-23 сентября 2010 года). Aşgabat: Ylym, 2010. S. 243.
  • Али, Сабахаттин. Мадонна в меховом манто: роман (перевод с турецкого языка) М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2010. (В соавторстве с А.С. Аврутиной) 12,5/6,25 п/л.
  • Gündogargarahanly edebi däpleri we türki sopuçylyk şygryýetiniň iň irki nusgalary / Literary tradition of the eastern Karakhanids and ancient examples of Turkic sufi poetry / Восточнокараханидская литературная традиция и древнейшие образцы тюркской суфийской поэзии  (на туркменском и английском языках) // Miras: Ylmy-köpçülikleýin žurnal. 2011. № 1. S. 43-49. (Наследие: Научно-популярный журнал. 2011, № 1. С. 43-49).
  • Тюркско-огузская народная повесть «Ашик-Гариб» и творчество М.Ю.Лермонтова // М.Ю.Лермонтов в русской и зарубежной науке и культуре. Материалы Всероссийской научной конференции. — 2010. Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2011. С. 190-197.
  • О наиболее ранних свидетельствах поэтического творчества Ходжи Ахмада Йасави (к вопросу об авторстве «Диван-и хикмат») // Модернизация и традиции: XXVI международная конференция по источниковедению и историографии стран Азии и Африки, 20-22 апреля 2011 г.: Тезисы докладов. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2011. С. 392-393.
  • Ахмед Хамди Танпынар и его роман «Спокойствие» (о некоторых стилистических особенностях формы и содержания произведения) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13: Востоковедение. Африканистика. 2011, Выпуск 4. С. 51-65.
  • Суфизм у среднеазиатских тюрок в Караханидский период (XI-XII вв.): основные черты и крупнейшие представители // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13: Востоковедение. Африканистика. 2012, Выпуск 1. С. 75-84.
  • К вопросу о суфийских мотивах в поэме Йусуфа Баласагуни «Благодатное знание»: образ отшельника Одгурмыша // Локальное наследие и глобальная перспектива. «Традиционализм» и «революционизм» на Востоке. XXVII международная научная конференция по источниковедению и историографии стран Азии и Африки, 24-26 апреля 2013 г.: Тезисы докладов. СПб.: ВФ СПбГУ, 2013. С. 327-328.
  • Карабахский вариант тюркско-огузской народной повести «Ашик-Гариб» как возможный источник сказки М.Ю. Лермонтова об Ашике-Керибе // М.Ю. Лермонтов в русской и зарубежной науке и культуре. Материалы Всероссийской научной конференции – 2012. Пятигорск: ПГЛУ, 2013. С. 159-168.
  • Об одном персидском элементе в сказке М.Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб» и её тюркско-огузском фольклорном источнике // Чтения памяти В.Ф. Минорского (1877-1966). Источниковедение и историография стран Ближнего и Среднего Востока. Международная научная конференция (Санкт-Петербург, 8-9 октября 2013 г.): Тезисы и статьи. СПб.: «ЛЕМА», 2013. С. 139-145.
  • On the most ancient elements of Muslim mysticism in the Turkic literature of Kashgar (in the XIth century // 中国西部文学与地域文化国际高端论坛 / International Forum of Western China Literature & Regional Culture. Xinjiang University, 2014. Urumqi, 2014. P. 1−3.
  • M.Yu. Lermontov’un “Aşık Kerib” masalının folklor kaynağı olan “Aşık Garib” Oğuz Türk (Azeri) destanı / Огузско-тюркское (азербайджанское) народное сказание «Ашик-Гариб» как фольклорный источник сказки М.Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб» (на турецком языке) // XVII Uluslararası KIBATEK Edebiyat Sempozyumu «Doğu ile Batı arasında zarif bir köprü: Türk ve Rus Edebiyatları», 15−16 eylül 2014: Bildiri özetleri. — SPb., 2014. S. 10-11. (Тезисы международной конференции «Мост между Востоком и Западом: турецкая и русская литература», 15-16 сентября 2014 г. СПб., 2014. С. 10-11).
  • О древнейших элементах мусульманского мистицизма в тюркской литературе Кашгарии (ХI в.) // Актуальные вопросы тюркологических исследований. Сб. статей к 75-летию В. Г. Гузева. — СПб.: РХГА, 2014. С. 184-192.
  • О поэтических изречениях шейха Ходжи Ахмада Йасави в «Рисале-и Маʻариф-и Шибани» (1507 г.): к вопросу об авторстве «Диван-и хикмат» // Alkïš bitig. Scripta in honorem D.M.Nasilov. Сборник статей к 80-летию Д. М. Насилова. М.: ООО «Изд-во МБА», 2015. С. 436−440.
  • Новаторский вклад Мирзы Александра Казем-Бека в сравнительное изучение тюркских языков // Наследие Мирзы Казем-Бека: История и современность: Доклады и сообщения Международной научной конференции (г. Казань, 20-21 ноября 2013 г.). Казань: Фолиант, 2015. С. 158-169.
Учебные пособия:

Сборник упражнений по грамматике и лексике современного турецкого языка: учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. (В соавторстве с М.Э. Дубровиной) 7,44/3,72 п/л.

Монографии:

Ходжа Ахмад Ясави: суфийский поэт, его эпоха и творчество. Алматы: Атамұра, 1997. 4,5 п/л.

 

Участие в грантах:
  • Мусульманский мистицизм (суфизм) в средневековой и новой среднеазиатско-тюркской (чагатайской) поэзии – 2009 г. (в качестве руководителя).
  • Сравнительное исследование парадигм художественно-литературных доминант стран Азии и Африки (диахронный аспект) — 2011 г.
  • Изучение культурного наследия, языка и литературы тюркских народов Древнего Синьцзяна — 2014 г.

 

Основное место работы

Восточный факультет Санкт-Петербургского государственного университета, доцент кафедры тюркской филологии.

Участие в конференциях
  • Uluslararası Dördüncü Türk Kültürü Kongresi. 4-7 Kasım 1997. Ankara, Türkiye.  (Четвертый международный конгресс по тюркской культуре. 4-7 ноября 1997 г. г. Анкара, Турция).
  • Научная конференция Восточного факультета, посвященная 275-летию Санкт-Петербургского университета. СПб., 8-9 апреля 1999 г.
  • Международная научная конференция «Мирза Казем-Бек – 200». 11-12 июня 2003 г. г. Баку, Азербайджан.
  • Международная научно-практическая конференция «Казахстан: История. Культура. Язык». СПб.. 30 сентября 2003 г.
  • Международная научная конференция студентов и молодых ученых «Тюрко-согдийский синтез и развитие проблемы культурного наследия». Май 2004 г. г. Ош, Кыргызская Республика.
  • Международная научная конференция «Востоковедение и африканистика в университетах Санкт-Петербурга, России, Европы. Актуальные проблемы и перспективы». СПб., 4-6 апреля 2006 г.
  • II Международная научная конференция «Россия и тюркский мир. Востоковедение и африканистика в университетах Санкт-Петербурга, России и Европы». СПб., 5-7 апреля 2006 г.
  • «Востоковедение и африканистика в диалоге цивилизаций»: XXV международная конференция по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. СПб., 22-24 апреля 2009 г.
  • Международный научно-практический семинар: «Отечественная османистика и туркология: итоги и перспективы» (в рамках II Евразийского научного форума). 2 июля 2009 г. г. Казань, Россия.
  • Всероссийская научная лермонтовская конференция «М.Ю. Лермонтов в русской и зарубежной науке и культуре». 26-28 мая 2010 г. г. Пятигорск, Россия.
  • Международная научная конференция «Ходжа Ахмет Ясави и суфийская литература Востока». 22-23 сентября 2010 г. г. Ашхабад, Туркменистан.
  • Международный научный семинар «Российско-турецкие отношения от Ататюрка до наших дней» (II-е заседание: «От начала холодной войны до современности»). СПб., 28-29 сентября 2010 г.
  • «Модернизация и традиции»: XXVI международная конференция по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. СПБ., 20−22 апреля 2011 г.
  • Toplumların Birbirine Bakışı Türk-Rus İlişkileri III. Çalıştayı. 28 Nisan 2011. Ankara, Türkiye / Международный научный семинар «Российско-турецкие отношения от Ататюрка до наших дней» (III-е заседание: «Взгляд обществ друг на друга»). 28 апреля 2011 г. г. Анкара, Турция.
  • Международный научный семинар «Российско-турецкие отношения от Ататюрка до наших дней» (IV-е заседание: «Кавказ в российско-турецких отношениях: история, культура, современность»). 28-29 ноября 2011 г. г. Пятигорск, Россия.
  • Всероссийская научная лермонтовская конференция «М.Ю. Лермонтов в русской и зарубежной науке и культуре». 14-16 мая 2012 г. г. Пятигорск, Россия.
  • «Локальное наследие и глобальная перспектива. «Традиционализм» и «революционизм» на Востоке»: XXVII международная конференция по источниковедению и историографии стран Азии и Африки, СПб., 24−26 апреля 2013 г.
  • XI Международная тюркологическая конференция «Дмитриевские чтения». 4 октября 2013 г. ИСАА МГУ, г. Москва.
  • Международная конференция «Чтения памяти В. Ф. Минорского (1877—1966). Источниковедение и историография стран Ближнего и Среднего Востока». СПб., 8−9 октября 2013 г.
  • Международная научная конференция «Наследие Мирзы Казем-Бека: История и современность». 20-21 ноября 2013 г. г. Казань, Россия.
  • Всероссийская научная лермонтовская конференция с международным участием «М.Ю. Лермонтов: межкультурный диалог на Евразийском пространстве», посвящённая 200-летию со дня рождения поэта. 12-14 мая 2014 г. г. Пятигорск, Россия.
  • International Forum of Western China Literature & Regional Culture (Международный форум по литературе и региональной культуре Западного Китая). 13−15 июня 2014 г. Урумчи, КНР.
  • XXVII Uluslararası KİBATEK Edebiyat Sempozyumu «Doğu ile Batı arasında zarif bir köprü: Türk ve Rus Edebiyatları». 15−16 Eylül 2014. (XXVII Международная конференция «Мост между Востоком и Западом: турецкая и русская литература». СПб., 15-16 сентября 2014 г.).
  • «Tarihsel ve Kültürel Açıdan Türk-Rus İlişkileri». 24-28 Kasım 2014. Karaman, Türkiye  (Международная научная конференция «Турецко-российские отношения с точки зрения истории и культуры». 24-28 ноября 2014 г. г. Караман, Турция).
  • Межвузовский семинар «Вопросы преподавания тюркских языков и литератур в высшей школе». 5 февраля 2015 г. Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск, Россия.

 

Участие в жюри олимпиад:

10-я Всероссийская олимпиада по турецкому языку. Москва, 25−26 апреля 2014 (член жюри).

DSC013031171322238048